Способы перевозки опасных грузов
:: Для перевозки опасных грузов требуется обязательное использование определенного способа перевозки.
:: Опасные грузы могут перевозиться:
-
в упаковках;
-
навалом (насыпью);
-
в цистернах.
:: Разрешенные способы
перевозки опасного груза определяются по таблице А главы 3.2 ДОПОГ / ADR
(см. столбцы 16 (перевозка опасного груза в упаковках), 10, 17
(перевозка опасного груза навалом/насыпью) 10 и 12 (перевозка опасного
груза в цистернах).
:: Для перевозки опасных грузов могут использоваться:
Открытое транспортное средство - транспортное средство, платформа которого не имеет надстройки или снабжена только боковыми бортами и задним бортом.
Крытое брезентом транспортное средство - открытое транспортное средство, снабженное брезентом для предохранения груза.
Закрытое транспортное средство - транспортное средство с кузовом, который может закрываться.
Контейнер - предмет транспортного оборудования (клетку или другое подобное приспособление):
-
имеющий постоянный характер и в силу этого достаточно прочный, чтобы служить для многократного использования;
-
специально сконструированный для
облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без
промежуточной перегрузки грузов;
-
снабженный приспособлениями,
облегчающими его крепление и обработку, в частности при его перегрузке с
одного перевозочного средства на другое;
-
сконструированный таким образом, чтобы его можно было легко загружать и разгружать.
Контейнер для массовых грузов - система
удержания (включая любой вкладыш или любое покрытие), предназначенные
для перевозки твердых веществ, находящихся в непосредственном контакте с
системой удержания. Это определение не охватывает тару, контейнеры
средней грузоподъемности для массовых грузов (КСГМГ), крупногабаритную
тару и цистерны.
:: Контейнеры для массовых грузов:
-
имеют постоянный характер и в силу этого достаточно прочны, чтобы служить для многократного использования;
-
специально сконструированы для
облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без
промежуточной перегрузки грузов;
-
снабжены приспособлениями, облегчающими погрузочно-разгрузочные операции с ними;
-
имеют вместимость не менее 1,0 м. куб.
::
Примерами контейнеров для массовых грузов являются контейнеры, морские
контейнеры для массовых грузов, открытые корзины, бункеры для перевозки
грузов навалом/насыпью, съемные кузова, корытообразные контейнеры,
контейнеры на катковой опоре, грузовые отделения транспортных средств.
Автоцистерна - транспортное
средство, изготовленное для перевозки жидкостей, газов либо
порошкообразных или гранулированных веществ и включающее одну или
несколько встроенных цистерн. В дополнение к собственно транспортному
средству или заменяющим его узлам ходовой части, автоцистерна состоит из
одного или нескольких корпусов, их элементов оборудования и фитингов
для их крепления к транспортному средству или к узлам ходовой части.
Контейнер-цистерна -
предмет транспортного оборудования, соответствующий определению термина
«контейнер», состоящий из корпуса и элементов оборудования, включая
оборудование, обеспечивающее возможность перемещения контейнера-цистерны
без значительного изменения его положения, используемый для перевозки
газообразных, жидких, порошкообразных или гранулированных веществ и
имеющий вместимость более 0,45 м. куб. (450 литров), когда он
используется для перевозки опасных грузов класса 2 (газы).
Многоэлементный газовый контейнер (МЭГК)
- контейнер, состоящий из элементов, соединенных между собой
коллектором и установленных в рамной конструкции. Элементами
многоэлементного газового контейнера считаются: баллоны, трубки,
барабаны под давлением и связки баллонов, а также цистерны для перевозки
опасных грузов класса 2 (газы), имеющие вместимость более 450 литров .
Съемная цистерна -
цистерна, за исключением встроенной цистерны, переносную цистерну,
контейнер-цистерну или элемент транспортного средства-батареи или МЭГК
вместимостью более 450 литров , которые не предназначены для перевозки
грузов без перегрузки и обычно подлежит обработке только в порожнем
состоянии.
Транспортное средство-батарея - означает
транспортное средство с комплектом элементов, соединенных между собой
коллектором и стационарно установленных на транспортной единице.
Элементами транспортного средства-батареи считаются: баллоны, трубки,
связки баллонов (также называемые клетями), барабаны под давлением, а
также цистерны, предназначенные для перевозки газов класса 2,
вместимостью более 450 литров .
:: Возможность
применения того или иного средства удержания груза для перевозки
опасного груза определяется по таблице А главы 3.2 ДОПОГ / ADR с учетом
конструкционных характеристик (см. столбцы 8, 9а (упаковки), 10, 11
(переносные цистерны, МЭГК и контейнеры для массовых грузов), 12, 13
(цистерны, контейнеры-цистерны, транспортные средства-батареи, МЭГК), 17
(контейнеры для перевозки опасных грузов навалом/насыпью).
Виды тары для опасных грузов
:: Для перевозки (за исключением перевозки в цистернах и навалом/насыпью) опасные грузы зачастую упаковываются в тару.
:: Различают следующие виды тары:
1. Тара традиционная, например:
-
Барабаны из металла, искусственных материалов, картона;
-
Бочки деревянные;
-
Канистры из металла или искусственных материалов;
-
Ящики из металла, дерева или искусственных материалов;
-
Мешки из бумаги, ткани или искусственных материалов.
2) Тара легкая металлическая:
тара с круглым, эллиптическим, прямоугольным или многоугольным (также
коническим) поперечным сечением, а также сужающуюся или расширяющуюся (в
форме ведра) тару, изготовленную из металла, с толщиной стенки менее
0,5 мм (например, из листового олова), с плоским или выпуклым днищем, с
одним или несколькими отверстиями, которая не охватывается определениями
барабанов или канистр.
3) Тара составная: тара, состоящая из внутренней и наружной тары, которая в собранном виде остается неделимой единицей.
4) Тара комбинированная: тара, состоящая из наружной (транспортной) тары и вложенных в нее одной или нескольких единиц внутренней тары.
5) для перевозки опасных грузов класса 2 (газы) применяются следующие виды сосудов:
• Баллоны - переносные сосуды под давлением вместимостью по воде не более 150 литров.
• Барабаны под давлением - сварные
переносные сосуды под давлением вместимостью по воде более 150 литров ,
но не более 1000 литров (например, цилиндрические сосуды, снабженные
обручами катания, сферообразные сосуды на салазках).
• Газовые баллончики - любые
емкости одноразового использования, содержащие газ или смесь газов под
давлением. Они может быть оснащены выпускным устройством.
• Аэрозоли или аэрозольные распылители - любые
сосуды одноразового использования, изготовленные из металла, стекла или
пластмассы и содержащие сжатый, сжиженный или растворенный под
давлением газ, с жидкостью, пастой или порошком или без них, и
снабженные выпускным устройством, позволяющим производить выброс
содержимого в виде взвешенных в газе твердых или жидких частиц, пены,
пасты или порошка либо в жидком или газообразном состоянии.
• Криогенные сосуды - переносные сосуды под давлением с теплоизоляцией для охлажденных сжиженных газов вместимостью по воде не более 1000 литров.
• Связки баллонов - комплекты
баллонов, прочно скрепленных между собой, соединенных коллектором и
перевозимых как единое целое. Общая вместимость связки не должна
превышать 3000 л по воде, тогда как вместимость связок, предназначенных
для перевозки токсичных газов класса 2, ограничивается 1000 л по воде.
• Трубки (класс 2) - бесшовные переносные сосуды под давлением вместимостью по воде более 150 литров, но не более 3000 литров.
6) Крупногабаритная тара:
тара, состоящая из наружной тары, содержащей изделия или внутреннюю
тару, и которая предназначена для механизированной обработки и имеет
массу нетто более 400 кг или вместимость более 450 литров , но ее объем
не превышает 3 м. куб.
7) Контейнер средней грузоподъемности для массовых грузов (КСГМГ): жесткая или мягкая переносная тара, которая:
a) имеет вместимость:
-
не более 3 м. куб. для твердых веществ и жидкостей групп упаковки II и III;
-
не более 1,5 м. куб. для твердых
веществ группы упаковки I, когда используются мягкие, жесткие
пластмассовые, составные, картонные или деревянные КСГМГ;
-
не более 3 м. куб. для твердых веществ группы упаковки I, когда используются металлические КСГМГ;
-
не более 3 м. куб. для радиоактивного материала класса 7;
б) предназначена для механизированной обработки;
в) выдерживает нагрузки, возникающие при погрузочно-разгрузочных операциях и перевозке.
:: Тара, которая
используется для упаковки опасных грузов должна быть достаточно прочной,
чтобы выдерживать удары и нагрузки, обычно возникающие во время
перевозки, в том числе при перегрузке между транспортными единицами и
между транспортными единицами и складами, а также при любом перемещении с
поддона или изъятии из транспортного пакета с целью последующей ручной
или механической обработки.
:: Для подтверждения
этих свойств тип конструкции тары, используемой для перевозки опасных
грузов должен пройти соответствующие испытания.
Маркировка тары для опасных грузов
Внимание!!! Упаковки,
маркированные знаками опасности, при отсутствии на таре указанной ниже
специальной маркировки, в режиме ДОПОГ / ADR к перевозке не допускаются.
:: На практике выбор тары для упаковки опасного груза подбирается с учетом специальной маркировки тары.
:: Такая маркировка
указывает на то, что тара, на которую она нанесена, соответствует типу
конструкции, успешно прошедшему испытания, и отвечает требованиям
настоящей главы, относящимся к изготовлению, но не к использованию этой
тары. Поэтому сам маркировочный знак не обязательно подтверждает, что
данная тара может быть использована для любого вещества: обычно тип тары
(например, стальной барабан), ее максимальная вместимость и/или масса и
любые специальные требования конкретно указываются для каждого вещества
в таблице А главы 3.2 ДОПОГ / ADR.
:: Маркировка призвана
облегчить задачу, стоящую перед изготовителями тары, теми, кто
занимается ее восстановлением, пользователями, перевозчиками и
регламентирующими органами. Что касается использования новой тары, то
первоначальная маркировка является для изготовителя(ей) средством
указания ее типа и тех требований в отношении испытаний эксплуатационных
качеств, которым она удовлетворяет.
:: Маркировка не всегда
дает полную информацию об уровнях испытаний и т. п., которая, однако,
может в дальнейшем понадобиться, и в таком случае следует обращаться к
свидетельству об испытании, протоколам испытаний или реестру тары,
успешно прошедшей испытания.
:: Маркировка должна содержать:
1) символ Организации Объединенных Наций для тары
или символ "МПОГ/ДОПОГ" для тары, утвержденной как для железнодорожных, так и для автомобильных перевозок опасных грузов
:: На таре из
гофрированного металла допускается нанесение только прописных букв "UN"
вместо символа Организации Объединенных Наций для тары.
2) код, обозначающий тип тары:
:: Код, обозначающий тип тары, состоит из:
a) арабской цифры, обозначающей вид тары (например, барабан, канистра и т. д.), за которой следует(ют)
б) прописная(ые) латинская(ие)
буква(ы), обозначающая(ие) материал (например, сталь, древесина и т.
д.), за которой, если это необходимо, следует
в) арабская цифра, обозначающая категорию тары в рамках вида, к которому относится эта тара.
:: Для целей применения кода, обозначающего тип тары для перевозки опасных грузов, применяются следующие буквы и цифры:
Для обозначения видов тары используются следующие цифры |
Для обозначения материалов используются следующие прописные буквы: |
1. Барабан
2. (зарезервировано)
3. Канистра
4. Ящик
5. Мешок
6. Составная тара
7. (зарезервировано)
0. Легкая металлическая тара. |
A. Сталь (всех типов и видов обработки поверхности)
B. Алюминий
C. Естественная древесина
D. Фанера
F. Древесный материал
G. Фибровый картон
H. Пластмассовые материалы
L. Текстиль
M. Бумага многослойная
N. Металл (кроме стали или алюминия)
P. Стекло, фарфор или керамика. |
ПРИМЕР: 1Н2 - Пластмассовый барабан со съемным днищем
:: В случае составной
тары используются две прописные латинские буквы, проставляемые
последовательно во второй позиции кода. Первая буква обозначает
материал, из которого изготовлен внутренний сосуд (емкость), вторая -
материал, из которого изготовлена наружная тара.
ПРИМЕР: 6HD1 - составная тара, состоящая из внутренней пластмассовой емкости с вешним фанерным барабаном.
:: В случае комбинированной тары используется лишь код, обозначающий наружную тару.
:: Кроме этого, за кодом
тары может указываться буква «T» которая обозначает, что тара является
аварийной. Аварийная тара может использоваться только для перевозки
поврежденных упаковок и упаковок, которые имеют дефекты, а также опасных
грузов, которые просочились или высыпались, с целью рекуперации или
удаления;
3) код, состоящий из двух частей:
а) буквы, обозначающей группу(ы) упаковки, на отнесение к которой(ым) тип конструкции выдержал испытания:
X - тара может применяться для перевозки опасных грузов групп упаковки I, II и III;
Y - тара может применяться для перевозки опасных грузов групп упаковки II и III;
Z - тара может применяться для перевозки опасных грузов группы упаковки III.
б) для тары, предназначенной для
перевозки жидкостей, которая не содержит внутренней тары, - величины
относительной плотности (может не указываться, если относительная
плотность не превышает 1,2);
:: на таре,
предназначенной для удержания твердых веществ или внутренней тары, –
значение максимальной массы брутто в килограммах.
4) Буква «S» , указывающая, что тара предназначена для перевозки твердых веществ или внутренней тары;
величина испытательного давления , под
которым была испытана тара при проведении гидравлических испытаний,
в кПа, - для тары, предназначенной для удержания жидкостей (кроме
комбинированной тары).
5) две последние цифры года изготовления тары.
:: Максимальный срок
применения пластмассовых барабанов и канистр для перевозки опасных
грузов составляет 5 лет начиная с даты их изготовления, если из-за вида
перевозимого опасного груза, не установлено более короткого срока
использования.
:: Поэтому на
пластмассовых барабанах и канистрах (коды 1H и 3H), предназначенных для
перевозки опасных грузов, дополнительно указывается месяц изготовления,
который может проставляться отдельно от остальной маркировки. С этой
целью может быть использован следующий способ:
6) обозначение государства, санкционировавшего нанесение маркировки, с указанием отличительного знака автомобилей, находящихся в международном движении. Для Украины: «UA».
7) название изготовителя или иное обозначение тары, указанное компетентным органом.
|