Конечно, есть определенная разница,
между порчей в процессе перевозки и недостачей. Но и в первом и втором
случае, фундамент, благоприятного решения этого вопроса, для сторон,
закладывается в процессе заключения договора.
И так, попытаемся разобрать ситуацию
с самого начала. Прежде всего, необходимо определиться с тем, каким
договором будет оформлено сотрудничество с заказчиком транспортных
услуг. Особого внимания требует ситуация, когда Вам предлагают заключить
не договор перевозки груза, а договор транспортно-экспедиционного
обслуживания. Груз может фактически
перевозиться по любому из этих договоров, но вот объем ответственности
транспортной организации может существенно разниться.
Гражданский кодекс Российской
Федерации (статья 801) предусматривает возможность исполнения
перевозчиком обязанностей экспедитора. Представляется, исходя из
принципов диспозитивности и свободы договора, стороны могут заключить
договор, в котором содержатся элементы различных договоров,
предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор)
(п. 3 ст. 421 ГК). К отношениям сторон по такому договору правила главы
41 ГК, регулирующей договор транспортной экспедиции, могут применяться
лишь в части обязанностей перевозчика по оказанию экспедиционных услуг.
И так, возложение на перевозчика, обязанности экспедитора, это не есть нормально, но это не противозаконно и
если Вы под этим подписываетесь, то соответственно будьте готовы, в
соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ, к исполнению надлежащим образом
обязательств, в соответствии с условиями этих самых обязательств и
требованиями закона. Таким образом, в случае, если, согласно правил
перевозки грузов: «§ 14. Шофер
обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном
составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности
подвижного состава…», то есть должен однозначно
присутствовать при погрузке, а не спать в кабине, то подписывая договор
Вы, зачастую ещё и берёте на себя ( возлагаете на водителя )
обязанность, принимать груз по счёту.
Но, во-первых, хорошо если груз
запалечен, а если идёт навалом, имеет не один десяток специфических
наименований, разобраться в которых может только профессор технических
наук? Во-вторых, на многих современных терминалах, к процессу погрузки
водителя вообще не допускают. В этом случае, Вы либо, на всё плюнув,
подписываете ТТН, и этим даёте лишний козырь в руки грузоотправителя,
при возникновении дальнейшей необходимости разбора Вашего конфликта в
суде. Либо пишете, что груз принят без пересчёта, что тоже не добавляет
вам очков и даёт возможность обвинить Вас в недобросовестном, а то и
вовсе неисполнений условий договора.
И так, Вы, или Ваш водитель, прибыли
на разгрузку, целостность кузова не нарушена, пломба целая, но груз,
либо повреждён, либо по количеству, ассортименту не соответствует ТТН.
По этому, не совсем приятному поводу составляется коммерческий акт,
после чего, почему то многие считают, что вина перевозчика
автоматический считается доказанной, а самое интересное, что многие
перевозчики сами так считают. Первое, и самое важное, если «…груз
прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за исправными пломбами
грузоотправителя, а штучный груз – с исправными защитной маркировкой,
бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя…», то
это не снимает полностью ответственность за перевозимый груз с
перевозчика, но обязанность доказывать его вину в не сохранности груза,
должен заказчик перевозки! Рассмотрим случай утраты груза.
Отказываться от подписания Акта ( правила составления актов и
выставления претензий смотрим в разделе разделе документы – бланки ), в
этом случае, как и в случае, порчи груза, не совсем разумно (см. статью
«Пломба – спасение от проблем?»). В этой ситуации, все козыри в ваших
руках, ибо, клиенту придётся постараться внятно объяснить в суде, что,
не смотря на целостность кузова и пломбы, Вы могли иметь доступ к грузу.
Но, тут мы возвращаемся к началу повествования, если Вы подписались под
условиями договора, о приемё груза с пересчётом, то ситуация,
моментально перестаёт быть однозначной.
Что касается подписи водителя в
товарно-транспортной накладной, то при отсутствии вышеуказанного пункта,
она свидетельствует лишь, то, что водитель
своей подписью удостоверяет образец оттиска пломбы, записи количества
массы принятого к перевозке груза и номеров принятых к перевозке
контейнеров.
В общем, не подписывайте что не попадя, а уж если подписали, то будьте добры исполнять.
В случае же с порчей груза, водитель
не обязан знать правила и условия транспортировки, каждого в
отдельности вида грузов, сколько рядов в высоту и в какой таре его
транспортировать нужно и при погрузке он должен следить не за этим, а
проверить, повторюсь «…соответствие
укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности
движения и обеспечения сохранности подвижного состава,…», грузоотправителем же, «..§
26. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты,
недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к
перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам
или техническим условиям, а в установленных случаях - в иной исправной
таре, обеспечивающей их полную сохранность..», а также «…§
28. Грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной
внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.д.), а
также применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза,
его весу или установленным стандартам и техническим условиям…»
( общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом ). И опять
же, это не совсем не говорит о том, что вины перевозчика, в порче груза,
доставленного под пломбой, быть просто не может, как в случае например:
нарушения температурного режима при транспортировке скоропортящихся
грузов; либо дорожно-транспортного происшествия; в остальных же случаях,
доказать её очень, и очень проблематично.
Зачастую, заказчики грузоперевозки,
прикрываясь нанесённым, якобы по вине перевозчика, ущербом грузу, просто
не выплачивают последнему, заработанные деньги, либо откладывают эту
выплату на неопределённый срок. Господа, не раздумывая не минуты в суд,
ибо – Условия, которым должны соответствовать требования, пригодные для
зачета, определены в статьях 410 - 411 ГК РФ. К таковым относятся: «..
действительность и бесспорность предъявляемых к зачету требований, то
есть на момент заявления о зачете требования, предъявляемые к зачету,
должны реально существовать и не должны оспариваться…»
Хотелось
бы ещё отметить, что в связи со сложившейся порочной практикой
составления договоров, между грузоотравителем, экспедитором и
грузоперевозчиком, возникает «бермудский треугольник», которым, в
некоторых случаях может пользоваться перевозчик, даже в случае,
очевидности его вины, тем самым, подталкивая рынок грузоперевозок в
цивилизованное русло, но об этом в следующий раз.
P.S: К стати, одно то, что,
грузоотправитель, включает в договор перевозки пункт, об обязательном
приёме груза по счёту и ассортименту, опосредовано указывает на то, что
грузоотправитель допускает возможность ошибок своего персонала,
отвечающего, за процесс погруз.
|